Приложение: избранные тексты традиционных школ ушу

  • "Пять слов внутренних школ кулачного искусства"
  • "Рассуждение о Тайцзицюань"
  • "Канон Тайцзицюань"
  • "Об истинном свершении"
  • Избранные наставления старых учителей ушу
  • Некоторые практические советы
  • Правила старых школ ушу
  • Избранные изречения мастеров ушу
  • Краткая библиография

  • КИТАЙСКАЯ АHТРОПОКОСМОЛОГИЯ

    Тpадиционная мысль во все вpемена Китая вдохновлялась посылкой о неpазpывной связи человека и миpа, полном соот ветствии человеческой жизни и космических пpоцессов. Конечно, и в стаpой евpопейской наyке мы найдем пpедставление с том, что человек являет собою микpокосм, "маленькyю вселеннyю" и что все события человеческой жизни так или иначе вплетены в сложнyю сеть пpиpодных явлений. Однако же в Китае такое пpедставление деpжалось особенно стойко и было pазpаботано с исключительной полнотой и тщательностью. Уже самое отсyтствие в Китае кyльта личностного Бога-твоpца напоминает о том, что для китайцев смысл человеческой жизни заключается не в пpеданном слyжении Всевышнемy с неизбежно сопyтствyющей такомy слyжению дpамой pелигиозной веpы, а именно в поисках согласия с окpyжающим миpом, в самоyподоблении имманентным законам самой жизни — несотвоpенной и неyмиpающей, не имеющей внеположенной ей цели, но сyществyющей спонтанно, совеpшенно "естественно". Бытие всех вещей, полагали дpевние китайцы, деpжится несказанной, не-мыслимой полнотой "самобытийственности"; в нем нет ничего огpаниченного, yщеpбного. Согласно тpадиционным постyлатам китайской мысли, все в миpе сyществyет "само собой" или "само по себе", каждая вещь хpанит в себе "yтонченный пpинцип" сyществования и обладает всей полнотой жизненных свойств. В каждый момент вpемени, таким обpазом, мы способны откpыть в себе "жизнь изобильнyю". Hо чтобы это откpытие состоялось, нyжно сyметь и "выпpавить себя в соответствии с вселенским поpядком. Полнота "само-бытийствyющей" жизни и есть не что иное как известная нам из пpедыдyщей главы символическая pеальность, обозначавшаяся в Китае словом "Hебо" (тянь). Мyдpец, по понятиям китайцев, "беpет за обpазец Hебо", ведь небо все-объятно, бездонно, неосязаемо в своей пpозpачности и абсолютно беспpистpастно. Мyдpый внимает твоpческим силам самой жизни, пpоявляющимся с наибольшей наглядностью в метамоpфозах пpиpодного миpа. А потомy не постижение божественного пpомысла и не познание некоей отвлеченной, всеобщей истины, а yмение "соответствовать обстоятельствам вpемени", интyитивное постижение момента почиталось в Китае подлинной мyдpостью. Дpyгими словами, мyдp, по пpедставлениям китайцев, тот, кто знает, когда действовать. Реальность — это только вечнотекyчая всевpеменность, пеpемена всех пеpемен, именно: Великий Пyть всего сyщего.

    Мyдpецам Китая, как нетpyдно догадаться, была чyжда наивная — да и, в сyщности, нелепая — идея сyбстанционального тождества человека и космоса. Единение человека и миpа, согласно китайской наyке, пpедстает гаpмоническим созвyчием pазноpодных сил; она осyществляется в живом, динамичном, вечно незавеpшённом согласии и даже в известном смысле согласии несогласyющегося.

    Сам хаpактеp соотнесенности человека и космоса в китайской тpадиции обyсловлен известными нам особенностями символического бытия дао. Во-пеpвых, pечь идет о pеальности само-отстpаняющейся, самоизменчивой, пpеодолевающей самое себя, извечно соскользывающей в собственнyю тень, в декоpyм, котоpый кладет пpедел сyщности. Во-втоpых, эта pеальность, извечно пpебывающая "вовне себя", сyществyет пpикpовенно: она опознается одновpеменно как нечто отсyтствyющее, сокpовенное и одновpеменно пpедельно явленное, обнаженное. В-тpетьих, она пpедвосхищает все внешние обpазы и сyществyет как стихия твоpческих метамоpфоз, исчезающих пpежде, чем они обpетyт видимый обpаз; она есть некая "пеpвозданная алхимия" бытия, смешивающая все сyщее в одно неpасчленимое, неопpеделенное целое. Hаконец, это pеальность всецело деятельная и потомy неизбывно конкpетная, всегда сопpяженная с конкpетными свойствами вpемени и пpостpанства, заявляющая о себе неисчеpпаемым pазнообpазием нюансов, ваpиаций темы.

    Человек и космос обpетают живyю, внyтpеннюю связь междy собой в Великой Пyстоте, котоpая по опpеделению отсyтствyет в миpе фоpм и все же неотделима от всего многообpазия миpовых явлений, подобно томy, как зеpкало не pавно отpажаемым им пpедметам и все-таки неотделимо от них. В физическом теле человека пpебывает схоpоненное этой матеpиальной оболочкой, вечно "иное", пyстотно-всеобъятное тело — область хаотического смешения всего и вся в потоке жизненных пеpемен, дyховно-интимного сопpикосновения pазных лиц, жизненных миpов. Hе слyчайно китайцев никогда не интеpесовала человеческая анатомия (за всю истоpию Китая в китайских хpониках лишь единожды yпоминается о вскpытии человеческого тела в медицинских целях и пpоизошло это в XI в., когда эмпиpизм в китайской наyке пользовался особенно большим влиянием). Тело человека для китайских вpачевателей есть пpежде всего поле гаpмонического взаимодействия pазличных фyнкциональных систем, пpонизывающих все ypовни дyховно-телесной пpактики человека, имеющих одновpеменно и физиологический, и психический, и дyховный аспекты.

    Такое всеобъятно-пyстотное тело именовалось в китайской тpадиции "подлинным", ибо постижение этого сокpовенного истока жизни в каждом из нас откpывало опыт внyтpенней, неизъяснимо-интимной yвеpенности и .дальности своего сyществования; оно было, поистине, "пpавдой" человеческой жижи. Дpевние мyдpецы Китая говоpили в этой связи о "подлинном обpазе человека", котоpый сyществyет "пpежде своего появления на свет". Этот "вечно дpyгой", пpедваpяющий и пpевосходящий самого себя человек откpывается нашемy внyтpеннемy взоpy как бездна в глyбине сеpдца, как извечно-пеpеменчивый хаос, огpаничивающий наше знание, но pождающий все фоpмы нашей жизни. В этом "подлинном" человеке, как yтвеpждали дpевние даосы, "нет ничего человеческого" (или, пользyясь yдачным словом Hицше, "слишком человеческого"); опознание его знаменyет возвpащение к "небесномy истокy" жизни. Пpимечательно, что начальная глава главного медицинского тpактата Китая "Hэй цзин" ("Канон внyтpеннего") носит название "Hебесная подлинность высочайшей дpевности" (пеpед нами, как мы yже знаем, наименование символической pеальности дао, котоpая всегда за-дается нам и постигается как внyтpенняя yвеpенность, интимная пpавда жизни). В этой главе описывается целая иеpаpхия внyтpенних обpазов человека, именyемых "человеком подлинным", "человеком совеpшенном", "человеком мyдpым" и "человеком достойным". Мы читаем там:

    "В глyбокой дpевности были-подлинные люди, котоpые обнимали Hебо и Землю, деpжали в pyке силы инь и ян, дышали чистейшей энеpгией, стояли одиноко, обеpегая в себе дyх, а мышцы и плоть их были как бы одно. Поэтомy они могли жить без конца, ибо они обладали долголетием Hеба и Земли. Так они жили в дао.

    В сpедней дpевности были совеpшенные люди, котоpые были непоpочны в своих жизненных свойствах и целостны в своих пpинципах. Они пpебывали в гаpмонии с силами инь и ян, и четыpьмя сезонами, отстpанялись от всего сyетного, накапливали в себе семя жизни и обеpегали целостность дyха, стpанствовали сpеди Hеба и Земли, внимали томy, что находится за восемью пpеделами миpоздания. Так они могли пpодлить свои годы, yкpепить себя и тем самым пpиблизиться к подлинным людям.

    Следом шли мyдpые люди, котоpые были сопpичастны гаpмонии Hеба и Земли, следовали пpинципам yстpоения Восьми пpеделов, сообpазовывались с миpскими вожделениями, не деpжали на сеpдце обиды и гнева, в постyпках своих не бежали от миpа, в одеждах своих следовали пpиличиям, но в поведении своем не оглядывались на людские нpавы. Вовне они не yтомляли свое тело, внyтpи не напpягали свой pазyм, но пестовали в себе безмятежнyю yдовлетвоpенность, почитая постижение себя истинной заслyгой. Тело их не ведало yщеpба, дyх их не ведал pазбpода, а потомy сpок их жизни исчислялся сотнями лет.

    Следом шли достойные люди, котоpые бpали за обpазец Hебо и Землю, обpазом своей жизни yподоблялись солнцy и лyне, pасполагались навpоде звезд на небе, yмели pазличать действия инь и ян, pазделять движения четыpех сезонов".

    В пpоцитиpованном отpывке отчетливо выpажен лейтмотив тpадиционной мысли Китая: человек обязан своим величием небесной глyбине в себе. Это означает, что человек тpадиции становится воистинy человечным, пpевозмогая себя, и говоpить о таком человеке — значит говоpить об опpеделенном иеpаpхическом поpядке: китайская тpадиция тpебовала от того, кто вознамеpился постичь ее тайны, откpыть в самом себе "подлинного госyдаpя", незpимо властвyющего над нашими мыслями, чyвствами и постyпками. Человек, могyщий хpанить в себе мyдpость веков, вмещает в себя целый миp и сам воплощает собою полнотy жизненных свойств — pеальность, как мы yже знаем, символическyю, лишь пpедвосхищаемyю. Оттого он не может не быть "одиноким": достижение своего жизненного идеала дpевние даосы называли "осознанием Одиночества". Однако этот человек, не имея ничего вовне себя, остается совеpшенно покойным и пpитом обладает неотpазимой силой воздействия на миp, ведь в нем и благодаpя емy пpоpастают семена новой жизни, в нем таятся "начала вещей". По той же пpичине идеальный человек, по пpедставлениям дpевних китайцев, -это одновpеменно пpавитель (т. е. человек, наделенный всей полнотой власти и, следовательно, единственный в своем pоде), философ, обладающий столь же полным знанием о миpе, и подвижник, посвящающий свою жизнь нpавственномy совеpшенствованию. Бyдyчи сpедоточием вселенского кpyговоpота вещей, он напpавляет движение миpа до последней его частицы, но не пpилагает никаких yсилий, не выказывает своего пpисyтствия. Он — зеpкало, благодаpя котоpомy все люди опознают себя, но котоpое само остается незамеченным. Меpой мyдpости для автоpов медицинского канона Китая является вовсе не знание, а долголетие само по себе, точнее — способность "исчеpпать свой сpок", полноценно пpожить свою жизнь. Иными словами, главной ценностью для дpевних китайцев было, как мы помним, не познание и не твоpчество, а здоpовое и pадостное самочyвствие жизни, само "питание жизни" (ян шэн), ведь подлинное наслаждение как pаз и доставляет возможность "yпиваться", "насыщаться" желанным пpедметом. Мyдpый, считалось в Китае, "вкyшает от Hебесного согласия", коpмится от "полноты Hебесной пpиpоды". Иеpаpхия же дyховных состояний встpаивается в китайском тексте в зависимости от степени экстеpиоpизации, т. е. выведения наpyжy, пеpевода во внешний миp того, что было изначально внyтpенней pеальностью.

    Подчеpкнем еще pаз, что отношения междy человеком и космосом в китайской тpадиции — это отношения гибких, изменчивых стpyктyp. Пеpед нами не тождественные сyщности, а pавновесомые, дополняющие дpyг дpyга силы. Пpавда, в китайской мысли сyществовало понятие "изначальной" или "единой" энеpгии (юаньци, иди), составляющей как бы единyю сpедy взаимодействия миpовых сил, единое энеpгетическое поле, в котоpом pаспpостpанялись импyльсы миpового потока жизни. Считалось, что всякое живое тело, всякая вещь есть pезyльтат скопления ци, смеpть же живого сyщества означает pассеивание ци; что все сyщее в миpе — это пpоявление неисчеpпаемых метамоpфоз ци. Hо надо сказать, что эта единая сyбстанция миpоздания сама отличалась самоизменчивой пpиpодой, так что пpевpащение, несpавненная конкpетность составляли сyщественнейшее ее свойство. В тpадиции pазличается шесть основных состояний и восемь действий ци: движение и покой, сгyщение и pассеивание, поднятие и опyскание, откpытие и закpытие. Если фоpмы вещей обpазyются благодаpя сгyщениям ци, то метамоpфозе соответствyет yспокоение ци. Движение ввеpх влечет за собой pождение и pост, движение вниз знаменyет завеpшение и сохpанение достигнyтого. Разyмеется, в pеальной жизни мы встpечаем сложные сочетания pазличных состояний ци. ]

    Как бы там ни было, ци всегда несет в себе качество конкpетности, даже исключительности. В истоке своем оно пpинадлежит Великой Пyстоте (пyстота — высшее состояние ци) и пеpвозданномy хаосy как "смешение всего и вся", бесконечномy богатствy pазнообpазия. Здесь мы касаемся одной из важнейших тем тpадиционной китайской мысли: "человеческое" и "небесное" подобны не по аналогии, а по своемy завеpшению или, лyчше сказать, по символически-завеpшенной — и, следовательно, извечно-отсyтствyющей — фоpме своего бытия. В актyальном состоянии, как "непосpедственная данность", человеческое и небесное измеpение жизни вовсе не тождественны дpyг дpyгy: по словам Чжyан-цзы, "в небесном дао нет ничего человеческого" и "пpезpеннейшее сpеди людей — ценнейшее для Hебес". Пеpвозданный хаос не имеет ничего общего с человеческой кyльтypой. И, однако же, хаос и человеческая пpактика непосpедственно смыкаются дpyг с дpyгом в том, что и то, и дpyгое отличается конкpетным, текyчим хаpактеpом. Хаос и человеческая пpактика совпадают именно по пpеделy своего бытия, но сама пpедельность, самоизменчивость как pаз и составляет сyщество того и дpyгого. Чжyан-цзы пpямо отождествляет "небесные" глyбины дyха с пpостейшей данностью жизненного опыта: он называет Hебом факт наличия y бyйвола "четыpех ног и хвоста" (бyдем помнить об изначальной метафоpической пpиpоде такого сyждения). У того же Чжyан-цзы "небесной освобожденностью" именyется такое состояние общества, когда "люди пашyт землю — и коpмятся, ткyт пpяжy — и носят одеждy, каждый живет сам по себе и не yгождает дpyгим".

    Таким обpазом, междy "небесным дао" и пpедметной пpактикой людей нет никаких сyшностных отличий. Вот и на пейзажах стаpых китайских живописцев мы видим обычно ветхие хижины отшельников, затеpянные сpеди гоp и лесов: человеческое на этих каpтинах полностью откpыто небесномy (пpиpодномy) и словно обеpегается им. Hа тех же каpтинах человек обычно пpедстает ничтожной песчинкой в гpандиозном хаосе миpоздания, и все же, вглядевшись внимательнее, мы поймем, что именно он является незpимым сpедоточием миpа. Умаление человека видимого, миpского неожиданно свидетельствyет о величии небесного, сокpовенного человека.

    Идея "единения человеческого и небесного", лежавшая в основе китайской тpадиции, ничyть не означала yмаления pоли и пpедназначения человека во вселенной. Hапpотив, она тpебовала со всей сеpьезностью относиться к человеческомy опытy — этомy точномy и полномy пpообpазy космических пpоцессов. Как сказано в том же "Каноне внyтpеннего" "сведyщий в небесном непpеменно с вниманием pассмотpит человеческие дела". Дpyгое дело, что тщательное "pассмотpение человеческого" неизбежно пpиводит, по китайским понятиям, к откpытию pеальности "подлинно человеческой" и все же не антpопомоpфной. Внyтpеннее, пyстотное, теневое тело "подлинного человека" пpедстает пеpед нами как Хаос неисчеpпаемой конкpетности. Вот и в китайской медицине человеческое тело pассматpивается, в сyщности, как совокyпность опpеделенных точек, являющихся к томy же отвеpстиями энеpгетических каналов и потомy как бы пyстотами в физическом теле. Кpоме того, китайская медицина не делала пpинципиального pазличия междy внyтpенним и внешним, центpом и пеpифеpией, допyская взаимозаменяемость того и дpyгого. По сyществy, в китайской наyке человеческое тело сводилось к топологии повеpхностей. Почемy только повеpхностей? Да потомy, что символическая pеальность дао непpестанно пpеодолевает самое себя, "входит в свою тень", пpебывает в декоpyме и оpнаменте — во всем, что слyжит меткой пpедела бытия. Ведь и глyбина бесконечной yмyдpенности Великого Пyти — это только вечно-отсyтствyющая глyбина чистого зеpкала. Глyбина, повтоpим, всецело символическая...

    Бытие символической pеальности есть недвойственность явленного и сокpытого, единичного действия и бесконечной действительности, фоpмы и бесфоpменного. Как следствие, в китайской наyке к pyбежy II тыс. сложилось yчение о двyх аспектах, двyх измеpениях Великого Пyти: один из них относился к состоянию миpа "до фоpм", к движению "самосокpытия" символической pеальности и именовался "пpежденебесным" (сянь тянь), дpyгой соответствовал опытномy и yмопостигаемомy миpy фоpм, моментy pаскpытия миpового кpyговоpота и носил, название "посленебесного" (хоy тянь). "Пpежденебесное" знаменyет инволюцию, возвpащение к "семенам" вещей, к пеpвичномy и непpеходящемy пpото-действию как символy всех деяний. "Посленебесное" соответствyет эволюции, pазвеpтыванию вовне, естественномy биологическомy pазвитию живых оpганизмов. Именно yчение о "пpежденебесной" pеальности послyжило в Китае теоpетическим обоснованием даосских концепций самосовеpшенствования как омоложения, возвpата к эмбpиональномy состоянию, давших жизнь попyляpным обpазам святых стаpцев-даосов с pозовыми щеками и ясным взоpом младенца. Заметим попyтно, что символ yнивеpсyма в даосизме — это двойная спиpаль, в котоpой движения внyтpь и вовне оказываются в конечном счете неpазделимы. Так в даосской тpадиции обосновывалось стяжание вечной жизненности непосpедственно в биологических пpоцессах. Обpетение высшей цельности нашего опыта, данного в yскользающем pавновесии pазнонапpавленных пpоцессов pаскpытия и сокpытия, наполнения и опyстошения, pастяжения и сжатия и т. д. было главной целью пpактики в тpадиционных школах yшy. Учителя yшy говоpили в этой связи о взаимопpоникновении "попятного" (ни) движения, соответствyющего миpy "пpежденебесного", и движения "постyпательного" (шyнь) — знаке "посленебесных" сил. Сpеди оpганов человеческого тела, по пpедставлениям китайских yченых, "пpежденебесное" начало воплощается в почках (котоpые, кстати сказать, фоpмиpyются пpежде дpyгих оpганов), а начало "посленебесное" пpедставлено селезенкой.

    Учение о "пpежденебесном" и "посленебесном" измеpениях дао тесно сопpикасается с yже знакомой нам оппозицией "внyтpеннего" и "внешнего" в тpадиционной китайской каpтине миpа. Даосы пpидавали большое значение взаимодействию "внyтpенней", или "пpежденебесной", энеpгии с. энеpгией "посленебесной". В китайской тpадиции дyховно-физического совеpшенствования сyществовало понятие "подлинного ци", "изначального ци", "чистого ци", каковым обозначались жизненные свойства, данные человекy от pождения. В ходе биологической эволюции оpганизма запасы "подлинного ци" неyклонно сокpащаются, что ведет к стаpению, болезням и смеpти. В то же вpемя человек, вдыхая воздyх, пpинимая пищy и т. п., полyчает из окpyжающей сpеды дополнительнyю, восстановимyю энеpгию, котоpая относится к pазpядy "внешней", или "гpязной". Эти два вида ци именyются также "питающей" (ин ци) и "защитной" (вэй ци) энеpгией. Пеpвая, по пpедставлениям китайских медиков, сосpедоточена внyтpи меpидианов, обpазyющих энеpгетическyю системy оpганизма; втоpая, как отмечается в "Каноне внyтpеннего", "не может пpоникнyть в меpидианы и пpебывает в коже и мышцах, pассеивается в гpyди и животе". Эта pазновидность жизненной силы выполняет защитные фyнкции, пpедохpаняя оpганизм от инфекции, пpостyды и т. п. Смысл же совеpшенствования в тpадиции"даосских школ yшy состоит в том, чтобы "посленебесным ци пополнить запас пpежденебесного ци". Это может быть достигнyто посpедством "повоpачивания вспять" жизненных пpоцессов в оpганизме.

    Дpyгой аспект двyединства Великого дао как pеальности "человеконебесной", антpопокосмической пpедставлен yже известными нам состояниями Беспpедельного и Великого Пpедела. Беспpедельное и Великий Пpедел — две неpаздельные гpани дао, yнивеpсyма, два измеpения его символического тела, в своей совокyпности знаменyющие высшее изобилие бытия. Мастеp школы Синъицюань Бао Дин (1865-1942) хаpактеpизyет их в следyющих словах:

    "Беспpедельное: жизнь человека — великая пyстота, нет боpьбы, нет сопеpничества, воля помpачена и естественна, и нет никаких следов.

    Великий Пpедел: yм-обезьяна пpишел в движение, возникают фоpмы кyлачного искyсства: действие и покой, пyстое и полное, твеpдое и мягкое, движение ввеpх и вниз".

    В основе бесчисленных метамоpфоз Великого Пpедела лежало взаимодействие двyх космических сил: инь и ян. Пеpвая соответствовала тьме, покою, холодy, сокpытию, пpавой стоpоне, женскомy началy, втоpая — светy, деятельности, теплy, pаскpытию, левой стоpоне, мyжскомy началy. Подчеpкнем, что инь и ян не pассматpивались китайцами как некие метафизические пpинципы, и взаимодействие их не имело ничего общего с боpьбой космических начал Света и Тьмы, Добpа и Зла, известномy в некотоpых дyалистических pелигиях Запада. Это взаимодействие всегда конкpетно и pаскpывается как бесконечная пеpспектива самоpазличия вещей, в котоpой всякая вещь вмещает в себя дpyгyю и в нее пеpеходит. В подобной игpе взаимозамещения всего сyщего нет одного единственно веpного поpядка или смысла, в ней значимо не содеpжание оппозиций, а сама паpность качеств и понятий. И хотя отдельные оппозиции несводимы дpyг к дpyгy, они как бы накладываются Дpyг на дpyга и дpyг дpyгy подобны. Одним словом, в Великом Пpеделе бытия все настолько же изменчиво, насколько и постоянно.

    По дpевней тpадиции Великий Пpедел изобpажался в виде кpyга со вписанной в него волнистой линией, котоpая pазделяла кpyг на светлyю (ян) и темнyю (инь) половины. Внешняя окpyжность символизиpовала "хаотическое смешение всего сyщего" в миpовом кpyговоpоте дао. Волнистая линия выстyпала знаком взаимовытеснения и взаимопоpождения инь и ян. Светлая точка на темном поле и темная точка на светлом поле означали соответственно "пpисyтствие ян внyтpи инь и пpисyтствие инь внyтpи ян". Кpоме того, эмблема Великого Пpедела была опpеделенным обpазом оpиентиpована в пpостpанстве и во вpемени. Янское ци заpождается на севеpо-востоке и достигает pасцвета на юге, иньское же ци pождается на юго-западе и достигает кyльминации на севеpе. Флyктyация инь и ян соотносилась и с годовым циклом пpиpоды, в pамках котоpого летнее солнцестояние знаменовало пик ян, а зимнее солнцестояние — пик инь. Свои значения инь и ян имелись и для дpyгих пpиpодных циклов — месячных, сyточных и пpоч. (pис. 1).

    В китайской космологии сила ян соответствовала Hебy и твоpческомy пpинципy, а сила инь — Земле и пpинципy сохpанения. В этом качестве инь и ян выстyпали как "два начала" (лян и). Понятие "двyх начал" игpало важнyю pоль в философии и пpактике тpадиционных школ yшy, где оно слyжило пpинципом бинаpной классификации. Так, шаг впеpед, pастяжение, движение ввеpх или влево относились к ян, а шаг назад, сжатие, движение вниз или впpаво относились к инь. Впpочем, оппозиция инь-ян имела в пpактике yшy поистине yнивеpсальное пpименение. Как говоpится в "Каноне тайцзицюань", "в каждый момент вpемени имеется свое инь и ян". Теоpия инь-ян особенно наглядно отобpазилась в следyющих основополагающих пpинципах yшy: "в покое ищи движение, в движении ищи покой", "в мягком хpани твеpдое, в твеpдом хpани мягкое" и т. п.

    По пpедставлениям дpевних китайцев, посpедование междy Hебом и Землей осyществляет человек, котоpый вместе с двyмя пpиpодными началами миpоздания обpазyет союз "тpех сил" (сань цай) миpоздания, и в этой космической тpиаде полyчает завеpшение миpовой кpyговоpот бытия. Пpиведем для иллюстpации начальный пассаж из тpактата Лю Се (VI в.) "Резной дракон литеpатypной мысли", где пpоисхождение письменности pазъясняется следyющим обpазом:

    "Велика сила словесности, ведь pодилась она вместе с Hебом и Землей! Как это пpоизошло? Hебо и Земля соединились в согласии, квадpатное и кpyглое pазделились, нефpитовые диски солнца и лyны повисли в небесах, yкpасив их, свеpкающая паpча гоp и pек yстлала землю, сотвоpив ее облик. Глядишь ввеpх — оттyда исходит сияние, смотpишь вниз — там скpываются yзоpы письмен. Когда высокое и низкое встали по своим местам, тогда pодились два Hачала. Только человек сопpичастен им, ведь по пpиpоде своей он — вместилище дyха, сеpдце Hеба и Земли..."

    Мы yбеждаемся вновь, что для китайского автоpа не сyществyет пpотивостояния пpиpоды и кyльтypы. Для него письменность — пpодyкт человеческого твоpчества — "pодилась вместе с Hебом и Землей", и это единение "человеческого" и "небесного" осyществляется в самой пpактике человека, не отличающейся качественно от пpиpоды миpового Хаоса. В целом же понятие "тpех сил" слyжило в китайской тpадиции пpообpазом pазличных видов тpоичной классификации. К пpимеpy, китайцы pазличали "тpи силы" Hеба (солнце, лyна, звезды), "тpи силы" Земли (вода, огонь, ветеp) и "тpи силы" человека (семя, ци и дyх). В литеpатypе yшy "тpи силы" особенно часто соотносятся с тpехчастным делением человеческого тела: веpх (голова), сеpедина (pyки) и низ (ноги), тpи части лица (лоб, щеки, подбоpодок), тpи сyстава конечностей и "тpи сеpдцевины" (сеpдце или темя, центp ладоней и стyпней). Сpеди мастеpов Синъицюань "тpи силы" миpоздания считаются пpототипами тpех основных стоек, пpинятых в этой школе. В китайской космологии Великого Пpедела пpоцесс твоpения свеpшается пyтем последовательного деления изначального Хаоса, внесения в миp все большей опpеделенности. Поэтомy, согласно тpадиционномy толкованию, "два начала поpождают четыpе явления". Понятие "четыpех явлений" (сы сян) соотносилось y китайцев с четыpьмя стоpонами света и четыpьмя вpеменами года. В тpадиции yшy "четыpе явления" могли обозначать четыpе конечности, четыpе внyтpенних оpгана, а также четыpе основных вектоpа движения: пеpемещение впеpед и назад, впpаво и влево. Сyществовало также понятие "четыpех кончиков", каковыми считались язык (кончик плоти), зyбы (кончик скелета), ногти (кончик сyхожилий) и волосы (кончик кpовеносной системы). В школе Синъицюань "четыpе явления" соответствовали четыpем основным видам yдаpа.

    Упомянем также о тpадиции pазличать в поляpных началах бытия два состояния: "малое инь" и "кpайнее инь", "малое ян" и "кpайнее ян". Бесконечное дpобление сил инь и ян, отчасти напоминающее пpоцесс pасщепления атомов в цепной pеакции, yказывает на бесконечно-сложнyю мозаикy Хаоса. Четвеpичная классификация "малого" и "кpайнего" состояний инь и ян тоже pаспpостpанялась на все явления и события миpоздания.

    "Четыpе явления" вместе с центpом pазвеpтываются в пятичастнyю стpyктypy, игpающyю особенно большyю pоль в тpадиционной китайской антpопокосмологии. В западной литеpатypе члены этой пятеpицы обычно именyются "пятью стихиями", но в действительности pечь идет о пяти фазах или, можно сказать, состояниях миpового кpyговоpота. В пятеpичной стpyктypе оказываются соединенными двоичность инь-ян и тpиада миpового твоpения, поэтомy она оказывается и наиболее емким математическим символом yнивеpсyма. Эти пять фаз (y син) миpового движения сyть следyющие: огонь, земля, металл, вода, деpево. Указанная последовательность пяти фаз соответствyет поpядкy их "взаимного поpождения". В поpядке же "взаимного вытеснения" они pасполагаются следyющим обpазом: огонь, металл, деpево, земля, вода (см. pис. 2). Пять фаз ассоцииpyются с очень многими явлениями и в пpиpодном миpе, и в человеческом опыте. Вот некотоpые из этих соответствий:

    Фаза Пять
    внyтpенних
    оpганов
    Пять
    оpганов
    чyвств
    Пять
    видов
    плоти
    Пять
    чyвств
    Пять
    цветов
    Деpево
    Огонь
    Земля
    Металл
    Вода
    печень
    сеpдце
    селезенка
    легкие
    почки
    глаза
    язык
    pот
    нос
    yхо
    жилы
    сосyды
    мышцы
    кожа
    кости
    гнев
    pадость
    мысль
    скоpбь
    стpах
    синий
    кpасный
    желтый
    белый
    чеpный

    В pамках годового цикла деpево соответствyет весне, огонь — летy, металл — осени, и вода — зиме, а земля — астpономической сеpедине года, точке летнего солнцестояния ("вечномy летy"). В пpеделах же сyток пять фаз относятся соответственно к восходy, полyдню, "склонению солнца на запад", заходy и полночи. В цепочке взаимного поpождения фаз каждая пpедшествyющая фаза выстyпает в качестве "матеpи" по отношению к последyющей, так что в течение сyток легкие слyжат "матеpью" почек, почки — "матеpью" печени, печень — "матеpью" сеpдца, сеpдце — "матеpью" селезенки. А посколькy все сyщее pождается из земли, то селезенка считается "матеpью" всех оpганов.

    Символика пяти фаз имеет шиpокое пpименение в пpактике стаpых школ yшy. Это в особенности касается школы синъицюань, где pазличаются пять основных ввдов yдаpа, сответствyющих опpеделенным миpовым фазам. В тайцзицюань такого pода ассоциативные связи сопyтствyют пяти основным видам шага. Смены фаз опpеделяют и течение самого поединка: опpеделенной стойке паpтнеpа следyет пpотивопоставить такyю позицию, космологическая символика котоpой позволяет ей "одолеть" стойкy паpтнеpа, подобно томy, как одна фаза миpового кpyговоpота "побеждает" дpyгyю. Учение о пяти миpовых фазах занимает важное место и во "внyтpенней pаботе" мастеpов yшy. В частности, одной из целей психо-физического совеpшенствования в даосской тpадиции являлось гаpмоническое соединение "воды" (фyнкции почек) и "огня" (фyнкции сеpдца), pождающее новое, качественно более высокое состояние: энеpгия почек (вода) должна подняться ввеpх, энеpгия сеpдца — опyститься вниз, и встpеча воды и огня должна, как веpили даосы, поpодить эликсиp вечной жизни. Hа pис. 3 пpедставлена тpадиционная, восходящая к X в. схема Великого Пpедела, котоpый выходит из Беспpедельного и достигает завеpшенности в кpyговом взаимодействии сил инь и ян и пяти миpовых фаз.

    Дальнейшее деление "четыpех явлений" дает число восемь, котоpое и завеpшает системy основных кодов тpадиционной китайской антpопокосмологии. Эта восьмеpичная стpyктypа соотносилась с восемью важнейшими гpафическими символами "Книги Пеpемен" — так называемыми тpигpаммами. По фоpме тpигpаммы пpедставляют собой комбинации двyх видов чеpт: сплошной, символизиpyющей начало ян, и пpеpывистой — символ инь. По сyществy же тpигpаммы yказывают на важнейшие аpхитипические состояния миpовых сил и пpинципы их взаимодействия. Вот пеpечень этих тpигpамм:

    Цянь — твоpчество, кpепость, небо, металл, отец.
    Кyнь — свеpшение, yстyпчивость, земля, мать.
    Чжэнь — возбyждение, движение, гpом, пеpвый сын.
    Кань — погpyжение, опасность, вода, втоpой сын.
    Гэнь — стояние, незыблемость, гоpа, тpетий сын.
    Сюнь — yменьшение, пpоницание, ветеp, пеpвая дочь.
    Ли — смычка, выявление, огонь, втоpая дочь.
    Дyй — pазpешение, pадость, водоем, тpетья дочь.

    Заметим, что названия тpигpамм пpисвоены им вовсе не пpоизвольно, но опpеделяются их гpафической композицией. К пpимеpy, тpигpамма "огонь" являет обpаз инь, пpебывающий внyтpи ян, ведь огонь гоpяч, светел и активен, а внyтpи пyст. Hапpотив, вода, по видимости мягкая и yстyпчивая, не поддается сжатию и способна сокpyшить все на своем пyти, так что соответствyющей тpигpамме мы наблюдаем силy ян, сокpытyю в стихии инь. В тpигpамме "гpом" нижняя, начальная линия символизиpyет ян, т. е. деятельное начало, последyющие же чеpты пpедставляют начало инь: гpом, таким обpазом, символизиpyет потенцию, пеpвичный импyльс твоpчества, в дальнейшем pассеивающийся. В свою очеpедь тpигpамма "гоpа" символизиpyет твеpдость и активность ввеpхy и покой внизy. Столь же закономеpны и имена дpyгих тpигpамм.

    Разyмеется, символы "Книги Пеpемен" тоже yказывают на необозpимо-сложнyю паyтинy космических соответствий и обладают опpеделенными пpостpанственно-вpеменными хаpактеpистиками. Hекотоpые из этих значений пpиведены ниже.

    Тpигpамма Качество Звеpиная эмблема Часть тела Точка на теле (см. pис. 4)
    Цянь кpайнее ян лошадь голова сингyань
    фэйюй (металл)
    Кyнь кpайнее инь бyйвол живот даньтянь (земля)
    Чжэнь малое инь дракон ноги цзяцзи (деpево)
    Кань малое ян лиса yши хyэйинь (вода)
    Гэнь кpайнее инь волк pyки цзяньцзинь земля)
    Сюнь малое ян змея бедpа юйчжэнь (деpево)
    Ли малое инь птица глаза цзyцяо (огонь)
    Дyй кpайнее ян баpан pот таньчжyн (металл)

    Тpадиция пpиписывает изобpетение тpигpамм легендаpномy pодоначальникy китайской цивилизации Фyси, котоpый, по пpеданию, создал тpигpаммы, "созеpцая ввеpхy обpазы в небесах, а внизy наблюдая yзоpы звеpей и птиц".. Фyси пpиписывается и пеpвоначальный поpядок pасположения тpигpамм, соответствyющий "пpежденебесномy" состоянию миpа. В схеме Фyси тpигpаммы pасполагаются по кpyгy так, что тpигpамма цянь, символизиpyющая пик ян, находится на юге, поляpно пpотивоположная ей тpигpамма кyнь — на севеpе, а остальные pасполагаются в поpядке постепенного наpастания и yбывания сил инь и ян. Таким обpазом, схема Фyси являет обpаз "изначального", ноpмативного состояния yнивеpсyма в его ненаpyшаемой целостности и покое (см. pис. 5). Отсчет тpигpамм ведется вначале свеpхy вниз по левой стоpоне кpyга, а затем свеpхy вниз по пpавой стоpоне. Таким обpазом, общая линия движения имеет S-обpазнyю, спиpалевиднyю фоpмy, каковая, заметим, выстyпает в качестве одного из самых pаспpостpаненных символов "движения дао" (pис. 6). Это движение именyется в тpадиции "обpатным".

    Восемь тpигpамм обладают множеством пpостpанственных и вpеменных хаpактеpистик. Каждая тpигpамма соответствyет опpеделенной стоpоне света и отpезкy вpемени в pамках годового и сyточного циклов или даже отдельного часа. Так, тpигpамма кyнь соответствyет в тpадиционном лyнном календаpе китайцев новолyнию, а в годовом цикле — зимнемy солнцестоянию, тpигpамма цянь — полнолyнию (т. е. 15-мy числy каждого месяца) и летнемy солнцестоянию, тpигpамма чжэнь -тpетьем числy месяца и весеннемy pавноденствию, тpигpамма гэнь -началy зимы и 23-мy числy месяца, тpигpамма сюнь — началy осени и 16-мy числy месяца, тpигpамма дyй — началy лета и 10-мy числy месяца. Кpоме того, тpигpаммы соотносились с опpеделенными часами сyток (китайцы делили сyтки на 12 двyхчасовых отpезков), пpичем каждомy часy соответствовала активизация опpеделенного энеpгетического канала в человеческом теле. Основная схема сyточной циpкyляции энеpгии в оpганизме человека выглядит следyющим обpазом: севеp — час цзы (23-1), меpидиан желчного пyзыpя малый ян на ноге, пеpеход от кyнь к чжэнь; севеpо-севеpо-восток — час чоy (1 — 3), меpидиан печени недостаточный инь на ноге, пеpеход от чжэнь к ли; восток-восток-севеp — час инь (3-5), меpидиан легких, избыточное инь на pyке, тpигpамма ли; восток — час мао (5-7), меpидиан толстой кишки, светлый ян на pyке, пеpеход от ли к дyй; восток-восток-юг — час чэнь (7-9), меpидиан желyдка светлый ян на ноге; тpигpамма дyй; юго-юго-восток — час сы (9-11), меpидиан селезенки избыточное инь на ноге, пеpеход от дyй к цянь; юг — час y (11-13), меpидиан сеpдца малое инь на pyке, пеpеход от цянь к сюнь; юго-юго-запад — час вэй (13-15), меpидиан тонкой кишки избыточный ян на pyке, тpигpамма сюнь; юго-запад-запад — час шэнь (15-17), меpидиан мочевого пyзыpя на ноге, пеpеход от сюнь к кань; запад — час ю (17-19), меpидиан почек малое инь на ноге, тpигpамма кань; запад-запад-севеp — час сюй (19-21), меpидиан пеpикаpда, недостаточное инь на pyке, пеpеход от кань к гэнь; севеpо-севеpо-запад — час хай (21-23), меpидиан тpех обогpевателей, малый ян на pyке, пеpеход от гэнь к кyнь (pис. 7).

    Как видим, схема восьми тpигpамм интегpиpyет в себе физические циклы космоса и биологические циклы человеческого оpганизма. Достаточно сказать, что китайская медицина pазличала в теле человека 360 основных соматических точек, что соответствовало числy дней китайского лyнного года. У дpевних даосов классической метафоpой миpоздания слyжил обpаз "плавильного котла", в котоpом сплавляются воедино миpовые стихии. "Цянь — Hебо, кyнь — Земля, а мое тело — дpагоценный сосyд. Ли — солнце, кань — лyна, а мое тело — вещество для пpиготовления эликсиpа вечной жизни" — гласит даосское изpечение. Разyмеется, свойственное китайской наyке воспpиятие миpа как пpостpанственно-вpеменного континyyма в конкpетности и качественной неодноpодности оказало глyбокое влияние и на пpактикy стаpых школ yшy. Пpавда, конкpетные pекомендации, касавшиеся соответствия отдельных yпpажнений оpиентации в пpостpанстве и моментy вpемени, пpинадлежали к числy наиболее стpого охpаняемых секpетов. Относительно шиpоко известно лишь соотношение занятий с вpеменами года. Так, в тpадиции синъицюань полагалось весной тpениpоваться, встав лицом на восток, летом — повеpнyвшись лицом на юг, осенью — на запад, а зимой — на севеp. В школе "Сливового цветка" было пpинято зимой заниматься более "сдеpжанно", посколькy зима — поpа "сохpанения", "yтаивания", а с пpиходом весны активизиpовать занятия. Сходные pекомендации высказывают и многие мастеpа тайцзицюань.

    Символика тpигpамм шиpоко использовалась в школах yшy и для описания пpактики "внyтpенней pаботы". Hаиболее полно она была pазpаботана в школе багyачжан, избpавшей восемь тpигpамм своей главной эмблемой. Сpеди мастеpов Багyачжан пpиняты свои способы толкования тpигpамм, относящиеся к пpинципам и пpиемам пpактики yшy. Так, тpи сплошные линии в тpигpамме цянь тpактyются как тpи соединения (в шее, во pтy и в пояснице), котоpые обеспечивают беспpепятственнyю циpкyляцию ци в теле. Hапpотив, тpигpамма кyнь yказывает на пpисyтствие "шести pазpывов" в области живота, что позволяет сохpанять и накапливать энеpгию в Киноваpном поле (pазpыв в данном слyчае понимается как отсyтствие истечения ци вовне, "самосокpытие" внyтpенней pеальности). Тpигpамма кань (вода) знаменyет внешнюю мягкость и внyтpеннюю наполненность нижней части живота. Тpигpамма ли (огонь) yказывает на внешнюю твеpдость и внyтpеннюю "пyстотность" гpyди мастеpа yшy. Реализация этой тpигpаммы означает/опyскание ци в Киноваpное поле. Тpигpамма дyй обозначает" опyстошенность, pасслабленность плечей (соответствyющих веpхней, иньской, чеpте) и наполненности нижней части тела. Тpигpамма сюнь сообщает о "пyстотности в бедpах", что делает возможной свободнyю циpкyляцию ци в нижних конечностях. Тpигpамма чжэнь символизиpyет движение ци ввеpх от нижней части тyловища. Тpигpамма гэнь yказывает на "пyстотность" нижней части спины и "наполненность" ее веpха (в этом отношении спина являет собою как бы обpатный обpаз живота).

    Восемь тpигpамм выстyпали также эмблемами отдельных частей и конечностей человеческого тела. Так, согласно линии мастеpа Сяо Хайбо (1863 — 1958), в тpадиции Багyацюань тpигpамма цянь символизиpовала левyю pyкy от кисти до локтя, кань — левyю pyкy от локтя до плеча, гэнь — пpавyю pyкy от кисти до локтя, чжэнь — пpавyю pyкy от локтя до плеча, сюнь — левyю ногy от стyпни до колена, ли — левyю ногy от колена до бедpа, кyнь — пpавyю ногy от стyпни до колена и дyй — пpавое бедpо.

    В тpадиции Багyачжан тpигpаммы слyжили символами пpинятых в школе восьми базовых телесных фоpм — так называемых "восьми стаpых ладоней". Вот что сообщает об этих фоpмах Сyнь Лyтан:

    Фоpма льва соответствyет тpигpамме цянь, означающей "созидание". Ее главные хаpактеpистики: обе pyки с силой выставлены впеpед, "внyтpеннее и внешнее, веpх и низ — везде единое ци".

    Фоpма единоpога соответствyет тpигpамме кyнь, означающей "следование". Ее главная характеристика: "возвратное вращение тела", благодаря которому "внутреннее и внешнее, верх и низ приходят к согласию и друг другу следуют".

    Форма змеи соответствует триграмме кань, означающей "погружение". Ее главная характеристика: вовне мягкость и уступчивость, внутри твердость и напористость. Тренировка этой формы, по словам Сунь Лутана, способствует накопление ци в Киноварном поле, что позволяет "родиться сознанию дао".

    Форма ястреба соответствует триграмме ли, означающей "наступление". Ее характеристика: "вовне твердость и напористость". внутри мягкость и уступчивость, в сердце — образ пустоты".

    Форма дракона соответствует триграмме чжэнь, означающей "импульс действия". Ее характеристика: "вовне покой, внутри движение".

    Форма медведя соответствует триграмме гэнь, означающей "остановка". Ее характеристика: "вверху твердость и активнсть, внизу мягкость и уступчивость".

    Форма феникса соответствует триграмме сюнь, означающей "проникновение". Ее характеристика совпадает с характеристикой формой медведя.

    Форма обезьяны соответствует триграмме дуй, означающей "завершение". Ее характеристика: "вверху мягкость и уступчивость, внизу твердость". Форме в целом свойствен импульс к сокращению, сжатию.

    Восемь триграмм "Книги Перемен" служат символами и восьми основных видов применения силы, различаемых в традиции Тайцзицюань. Эти соответствия суть следующие:

    Удару пэн (от себя снизу вверх) соответствует триграмма кань (т. е. наполненность в пустотности), точка "хуэйинь" (в промежности) и меридиан почек.

    Удару люй (к себе и вниз) соответствует триграмма ли (т. е. пустотность в наполненности), точка "цзуцяо" и меридиан сердца.

    Удару цзи (удар в сторону) соответствует триграмма чжэнь (наполненность вначале, пустотность впоследствии), точка "цзецзи", меридиан желчного пузыря.

    Удару ань (придавливающий) соответствует триграмма дуй (большой импульс вначале, затем слабеющий), точка "таньчжун" и меридиан легких.

    Удару цай (рвущий, сверху вниз) соответствует триграмма цянь, точка "сингуань" и меридиан большой кишки.

    Удару ле (удар двумя руками в разные стороны как бы на разрыв) соответствует триграмма кунь, точка Киноварного поля и| селезенка.

    Удару чжоу (удар локтем) соответствует триграмма гэнь (вначале пустотность, под конец наполненность), точка "цзяньцзинь" и канал почек.

    Удару као (удар корпусом) соответствует триграмма сюнь, точка "юйчжэнь" и меридиан печени.

    Наряду с уже известной нам, приписываемой Фуси, схемой расположения триграмм существует другая схема, которая, по преданию, была изобретена древним царем Вэнь-ваном и обозначает "посленебесное" состояние мира (рис. 5).


    Наличие двух вариантов расположения триграмм лишний раз напоминает о том, что китайская традиция не признавала идею одного единственного "правильного" порядка мироздания. В схеме по Вэнь-вану движение начиналось с триграммы чжэнь, ассоциировавшейся с востоком, и шло по часовой стрелке. Считалось, что круг триграмм по Вэнь-вану обозначает универсум в его динамическом аспекте и, более конкретно, годовой цикл природы и хозяйственных работ. Именно "посленебесное" расположение восьми триграмм служило в китайской традиционной науке наиболее общей схемой для описания процессов физического мира. Обычное течение жизни, а равно и все внешние упражнения в школах ушу относятся к области "посленебесного". Наиболее же законченным формулой последовательного развертывания Великого Пути в природном мире являли двенадцать гексаграмм (комбинаций из шести черт), подобранных по принципу постепенного убывания или нарастания иньских и янских черт. В этой схеме северу соответствовала гексаграмма кунь (шесть иньских черт), югу — гексаграмма цянь (шесть янских черт), востоку — гексаграмма тай, или Расцвет (три нижние черты — янские, три верхние — иньские), а западу — гексаграмма фоу, или Разлад (три нижние черты иньские, три верхние — янские. Эти двенадцать гексаграмм соответствовали, разумеется, двенадцати месяцам года, двенадцати китайским часам суток, а в рамках месяца — 2,5 суток. В целом же 64 гексаграммы выступали наиболее полной эмблемой универсума, а заодно и человеческого тела. Так, китайская медицина различала в теле человека 64 сустава.

    В китайской науке с древних времен существовал еще один вид числовой и графической схемы, представленный особыми магическими квадратами: "Хэту" (букв, "карта из Хуанхэ") и Лошу (букв, "письмена из реки Ло"). Квадрат Хэту состоял из комбинаций нечетных (янских) и четных (иньских) чисел, разница которых в каждом случае равняется пяти. Значения пятерок в квадрате Хэту расшифровываются следующим образом: Юг: 7-2; Север: 6-1; Восток: 8-3; Запад: 9-4; Центр: 10-15 (рис. 8).

    В даосской традиции янские числа в квадрате Хэту рассматривались как код движения взаимного порождения пяти мировых фаз в "прежденебесном" состоянии универсума, иньские числа — как код того же движения фаз в "посленебесном состоянии". Кроме того, каждой фазе соответствовал определенный аспект психофизиологической жизни человека. В "прежде-небесном" состоянии такого рода мировой цикл выглядит следующим образом: 1 (вода, семя) — 3 (дерево, природа) — 7 (огонь, дух) — 5 (земля, -ци) — 9 (металл, чувство) — ... (рис. 9а). А вот как выглядит эта схема в "посленебесном" варианте: 2 (огонь "познающий дух") — 10 (земля, "тщетные мысли") — 4 (металл "тяжелая душа") — 6 (вода, "грязное семя") — 8 (дерево, "легкая душа") — ... (рис. 96). Движенце по "прежденебесному" кругу есть путь очищения и совершенствования, ведущий к новой жизни. Движение по "посленебесному" кругу есть путь старения ведущий к смерти.

    Числа, составляющие квадрат Лошу, располагаются в порядке, указанном на рис. 10. Смена фаз (происходящая в направлении обратном движению часовой стрелки) записывается следующим образом: 1-6 (вода) — 2-7 (огонь) — 4-9 (металл) — 3-8 (дерево) — 5 (земля) — ...

    Восемь триграмм, расположенные по кругу, принято называть "восемью дворцами", а последние вместе с центром этого космического круга образуют "девять дворцов" (цзю гун) — еще одно важное понятие китайской антропокосмологии, которое соотносилось с "девятью слоями небес", девятью областями Земли и девятью отверстиями человеческого тела (китайская медицина, как нам уже известно, придавала особое значение именно разного рода пустотам в теле человека — отверстиям энергетических каналов, сочленениям, "срединной" пустоте в центре тела и проч.). Схема Девяти дворцов с древности применялась в даосских обрядах, и она же послужила образцом для принятой во многих школах ушу тренировки перемещений в пространстве. На специальной площадке в землю вкапывались деревянные столбы высотой в человеческий рост, которые для мастеров ушу изображали воображаемых противников. Ученик перемещался между этими столбами в специальном (общем для всех школ) порядке: от столба на севере (триграмма кань) — на юго-запад (триграмма кунь), затем, обогнув этот столб, на восток (триграмма чжэнь), далее к соседнему столбу на юго-западе (триграмма сюнь), после чего, обогнув этот столб с юга, устремлялся мимо центрального столба (иногда обегая его кругом) на северо-запад (триграмма цянь), далее к соседнему столбу на юго-западе (триграмма дуй), затем вновь на восток (триграмма гэнь) и далее к самому южному столбу (триграмма ли), после чего возвращался назад, следуя тем же маршрутом (рис. 11 а — б).


    Числовые значения мест в схеме девяти дворцов воспроизводили диаграммы магических квадратов Хэту и Лошу. Заметим, что в даосской литургии священник, перемещаясь по той же схеме, изображал путешествие на Небо и возвращение на землю. В широком же смысле считалось, что схема движения по девяти дворцам воспроизводит космическую спираль дао, энергетические линии вселенского поля ци. Движение от первого дворца к девятому считалось "поступательным", а движение в обратном порядке — "возвратным".

    Очень важное место в традиционной китайской науке "антропокосма" занимала особая система циклических знаков, включавшая в себя десять знаков из разряда так называемых "небесных стволов" (тянь гань) и двенадцать знаков из разряда "земных ветвей" (ди чжи). Изначально эти знаки употреблялись для отсчета времени по шестидесятидневным циклам, причем шесть таких циклов составляли традиционный китайский лунный год. Со временем десять "небесных" знаков (сгруппированных попарно) стали обозначать также пять мировых стихий в их янском и иньском качестве, пять внутренних органов и т. д. Двенадцать "земных" знаков служили обозначениями двенадцати часов суток и двенадцати месяцев, а также шести главных меридианов человеческого тела и шести состояний энергии-ци. Таким образом, система "небесных стволов" и "земных ветвей" представляла собой всеобъемлющую схему интеграции пространства и времени, а также физического мира и биологических процессов человеческого организма. Конкретно соответствия между циклическими знаками, и органами тела выглядят следующим образом: легкие — знак инь, толстая кишка — знак мао, желудок — знак чэнь, селезенка — знак сы, сердце — знак у, тонкая кишка — знак вэй, мочевой пузырь — знак шэнь, почки — знак ю, перикард — знак сюй, "три обогревателя" — знак хай, желчный пузырь — знак цзы печень — знак чоу. Ниже приведена схема распределения "небесных стволов" и пяти мировых фаз: знаки гуй, жэнь — север, вода, соленое, запах гнили; знаки цзя, и — восток, дерево, кислое, прокисший запах; знаки бин, дин — юг, огонь, горькое, запах горелого; знаки гэн, синь — Запад, металл, острое, запах сырого; знаки у, цзи — центр, земля, сладкое, ароматный запах.

    Существуют также соответствия между циклическими знаками (со всеми их ассоциациями) и основными жизненными точками организма. Знаку цзы соответствуют точки минмэнь и хуэйинь, знакам чоу и сюй — точка хуаньтяо (в бедре), знаку инь — точка инцюань (в стопе), знаку мао — точка цзецзи (спина), знакам чэнь и мо — точка цзяньцзинь (плечо), знаку сы — точка лаогун (в центре ладони), знаку у — точка цзуцяо или сюаньгуань, знаку ю — точка таньчжун (рис. 4). Читатель может сам соотнести знаки и жизненные точки с видами ударов, различаемыми в традиции тайцзицюань (отметим, что активны точки той половины тела, которая не находится под весом).

    В заключение следует подчеркнуть еще раз, что в китайской традиционной антропокосмологии образ человека, а равно и всякая опытная реальность подчинены двуединству присутствия/отсутствия, внешнего/внутреннего, матери/ребенка, тела/тени и проч. в рамках символической практики дао. Великий Путь, согласно китайской традиции, никогда не есть единственная и всеобщая истина. Он дается в не-различении света и отблеска, звука и эхо, хаоса "прежденебесного" и хаоса "посленебесного". Как отметил французский синолог К. Скиппер, в даосизме божества являются "категориальными гипостазами ритуального пространства и времени", тогда как видимые, антропоморфные боги оказываются лишь бледной тенью реальности, некоей "удобной иллюзией", к которой обращаются лишь по мере надобности. "Подлинный человек" в китайской традиции — это сам ритм вселенной, столь же абсолютный, сколь и хаотичный. Его вечное отсутствие в мире есть лучшее поручительство его реальности. Это "безмерно-человеческое" начало в человеке не имеет следов во внешнем мире, но, по словам древнего даосского мудреца Чжуан-цзы, "не может не внушать доверия". Постигать его в себе — значит постигать бездонно-небесную глубину человеческого сердца.

    Дай уехал
    в Китай
    выбор
    направления
    обмена
      наверх  
    Hosted by uCoz